Каталог статей

Детские клубы по месту жительства в г.Осинники

Победитель муниципального конкурса «Лучший исследователь архива – 2018» посвященного юбилеям архивной службы России, Кузбасса и 80-летию города Осинники Звонарева Людмила Ивановна предлагает читателям сайта уникальный материал одной из своих книг «Детские клубы по месту жительства».

Вы знаете,
мне по-прежнему верится,
что если останется жить земля,–
высшим достоинством человечества
станут когда – нибудь учителя!

✾ Р. Рождественский

История детских подростковых клубов по месту жительства в городе Осинники начинается с 1960 года. Протяженность города Осинники от поселка Высокого до Малиновки составляла 64 километра. На этой территории располагалось более 20 детских клубов по месту жительства, сначала от учреждений культуры и предприятий города, затем от ЖЭКов и учреждений дополнительного образования.

Первые клубы назывались комнатами школьника.

В 1960 году, на основании распоряжения ОБЛСОВПРОФа, Горком профсоюза работников угольной промышленности (председатель М.М. Волков) обратился к предприятиям города с предложением об открытии комнат школьников по месту жительства трудящихся.

Первая комната школьника была открыта 15 ноября 1960 года по улице Ленина в деревянном двухэтажном бараке при домоуправлении шахты № 4. Она представляла собой однокомнатную квартиру, оборудованную настольными играми: лото, домино, шашками, шахматами, детскими конструкторами, фотоаппаратами. Воспитателем комнаты школьника была принята Елизавета Павловна Березина (Волох). Она имела специальность «Клубный работник» и была специалистом «на все руки от скуки».

В 60-е годы детских садов в городе было мало, а детей много. Желающих провести свой досуг с пользой хоть отбавляй. Это дети из соседних бараков от клуба «Октябрь» до шахты №4, с улицы Куйбышева до ВГСЧ (военизированная горноспасательная часть), с микрорайонов школ № 4, 11. Возраст детей был от 5 до 14 лет, двум мальчикам по 16 лет. Пришлось шахткому (так тогда назывался профком) походатайствовать перед директором шахты о присоединении еще одной комнаты для детей, а через несколько лет еще одной. Так в комнате школьника стало три больших помещения, где можно было разместить одновременно несколько возрастных групп для занятий по интересам.

Режим работы комнаты школьника с 9-00 до 17-00 часов без перерыва на обед, воскресенье—выходной.

Елизавета Павловна была активной участницей в общественной работе шахты №4, за что была награждена Почетной грамотой.

Осинники, Клубы

Вторая комната школьника открылась годом позже в 1961 году, по улице Котовского на Фриц – горе, в кирпичном доме с красивой вывеской «Планета», от домоуправления шахты Капитальная-1. Воспитателем там была Вера Артемьева. В здании находилась библиотека, помещение для массовых мероприятий с настольными играми.

В комнатах школьника в зимние каникулы предприятия – шефы ставили ёлку, профсоюзные комитеты обеспечивали детей на утренниках новогодними подарками; ребятишки самостоятельно шили карнавальные костюмы, организовывали концерты. Помогали им в этом женсоветы, организованные при шахткомах шахт №4 и Капитальная-1. Из старых вещей, собранных по домам, женщины помогали шить костюмы и дежурили на праздниках. До трех Новогодних утренников приходилось проводить воспитателям, чтобы охватить всех детей горняков, проживающих в микрорайонах данных предприятий.

«Наиболее любимым праздником был, конечно же, Новый год», – вспоминает Любовь Николаевна Лысак, первая воспитанница комнаты школьника. Воспитатель Вера Артемьева сама была Дедом Морозом и в конце праздника вручала детям подарки и призы за лучший новогодний костюм.

В летние каникулы воспитатели для детей устраивали турпоходы по окрестностям города, поездки в краеведческий музей г. Новокузнецка, на ЗАПСИБ во время его строительства.

Каждой комнате по месту жительства предприятие выделяло автобус для поездки детей в г. Новокузнецк для самостоятельных маршрутов по городу. Елизавета Павловна вспоминает, что однажды автобус за ними не вернулся, и им пришлось ночевать в краеведческом музее. На мой изумленный вопрос, как же она справилась с такой большой группой разновозрастных детей, Елизавета Павловна ответила, что дети в то время были совсем другими. Они вели себя по – взрослому, слушались беспрекословно, старшие держали за руку младших и во всем помогали воспитателю.

Однодневные коллективные походы по родному краю не надо было согласовывать с каким-либо вышестоящим органом. Запланировали пойти в поход на Фирсовские пруды, тогда это было живописнейшее благоустроенное место отдыха для горожан, накануне обсудили с ребятами состав тургруппы, что необходимо взять с собой в поход, распределили поручения. Дочке Елизаветы Павловны не было еще и пяти лет, поэтому она решила оставить ее дома, но самый старший в группе Андрей Мартынов, ему было уже 16 лет, настоял, чтобы ее непременно взяли и всю дорогу нес ее «на горбушке».

Коллективные походы в кино в клуб «Октябрь» в те времена были мечтой каждого ребенка, потому что родители давали деньги не только на билет, но и на мороженое. Ах, какое это было удивительное за 6 копеек лакомство: ароматное земляничное, в вафельном стаканчике.

Елизавета Павловна сама преподавала в кружках рисование и фотодело старшим ребятам, а те учили этому младших. К праздникам и конкурсам украшали стены рисунками, елку игрушками, сделанными своими руками.

«Первый год работы в комнате школьника, – вспоминает Елизавета Павловна, – работали без планов и отчетов. Главной была организация досуга детей. Потом отчитывались перед профсоюзным комитетом шахты о деятельности комнаты школьника. Финансовой отчетности не было, так как предприятие само закупало все необходимое оборудование для комнат школьника и деньги перечисляло напрямую в магазин. Воспитатель с помощью женсовета только выбирал нужный им товар: лыжи, игры и т.д.».

Когда закрылась шахта №4, комнату школьника передали в домоуправление шахты №9.

Постепенно детские комнаты начали открывать и другие предприятия города. В 1962 году открываются комнаты школьника в Стройгородке, по улице Дорожная на поселке Высокий при домоуправлении шахты «Высокая», на поселке Постоянный, в Калтане – две детские комнаты, в Малиновке.

Позже, с 1970 года открывается детская комната от шахты «Капитальная—2» в районе 7-й школы и несколько – в районе Соцгорода. Где-то их по-прежнему называли комнатами школьника, а где–то пионерскими или просто детскими комнатами.

Между собой комнаты школьника не контактировали и совместных мероприятий не проводили, так как были от разных предприятий. Каждый воспитатель варился в собственном соку в силу своего образования и интеллектуальных способностей.

Елизавета Павловна проработала в первой комнате школьника до марта 1972 года. Позже деревянный барак снесли, закрыли и вторую – на Фриц – горе, а новую разместили в двухкомнатной секции кирпичного дома по ул. Ленина, назвав ее «Планетой».

Шло время, оно предъявляло новые требования к воспитателям, возглавлявшим клубы, к их образованию. Парткомы предприятий, а позже ЖЭКи настаивают на обучении воспитателей в педагогических учебных заведениях.

Дарья Григорьевна Смирнова вспоминает, что зав. отделом кадров шахты Капитальная-1 Михаил Ильич Охин и парторг Николай Глебович Данилов постоянно приглашали ее в партком и проводили беседы о ее дальнейшем обучении. И настояли-таки на поступлении в педучилище, в результате чего ей пришлось сначала пройти повторение программы за десятилетку в вечерней школе №13.

В начале 70–х годов предприятия передают 14 детских комнат в ЖЭКи. Их финансируют, по свидетельству педагогов – организаторов, следующим образом: 2% от квартплаты и 15% из профсоюзных средств предприятий.

Во второй половине 70-х годов все ЖЭКи города объединяются в УЖКХ (управление жилищно-коммунального хозяйства), и с 10.01.1978 года все работники детских комнат переведены в УЖКХ воспитателями.

В 1979 году детским комнатам присвоен статус детских клубов, а воспитателям – педагог – организатор (запись в трудовых книжках).

После этого улучшилось финансирование детских клубов и, следовательно, материальная база. Появилась новая мебель, телевизоры, теннисные и биллиардные столы, шахматы и шашки, выжигатели по дереву и ткани, гитары, спортивная форма для игры в футбол и хоккей, электрические плиты и кухонная утварь, фотоаппараты, лыжи, что привлекало внимание старшеклассников. В Калтанских клубах появились инструменты для вокально-инструментальных ансамблей.

С расширением помещения в клубе «Солнышко» были приобретены: швейные машины 8 штук, хохломская мебель – столики и стулья, ковры в кабинеты, фоторужье и фотоувеличители, фотоаппараты «Канон» и «ФЭД».

Формы работы в клубах по месту жительства стали интереснее, разнообразнее и привлекательнее для всех возрастных категорий детей. Воспитательная работа детских клубов имела разные направления:

  • кружковая работа
  • патриотическое и правовое воспитание
  • эстетическое воспитание и культурно – массовая работа
  • туризм и экскурсионная работа
  • работа в микрорайоне
  • спортивно – массовая работа
  • тимуровские операции по сбору лекарственных трав и металлолома
  • тимуровские десанты в зимнее время.

Наряду с клубами по месту жительства при УЖКХ, функционировали и другие…

Позднее, в 1986 году Исполком горсовета народных депутатов решил утвердить клубы по месту жительства, организованные на общественных началах и закрепить за ними базовые предприятия.

Осинники, Клубы

 


Статья подготовлена по материалам личного архива Л.И. Звонарёвой
Составитель: Параскун Марина


 

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar
город Осинники